Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
Образовательные программы (АОП) , методы обучения и воспитания;
учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
предоставление услуг ассистента (помощника, тьютера);
проведение коррекционных занятий;
обеспечение доступа в здания организаций.
В МАДОУ "Детский сад № 22" из специальных условий для обучения детей с ОВЗ осуществляется:
* Образовательные программы (АОП) по нозологическим группам:
*для детей с ЗПР
Специально оборудованные учебные кабинеты
Грамотно оформленные иоснащенные необходимым оборудованием кабинеты инклюзивного обучения икоррекционные кабинеты обеспечивают психологическую идидактическую безопасность процесса получения знаний дошкольниками сОВЗ и (или) инвалидностью, дают имвозможность довольно комфортно преодолевать барьеры образовательной среды, связанные сособенностями развития, присущими той или иной нозологической группе.
В МАДОУ "Детский сад № 22" есть:
1) Кабинет педагога психолога (с зоной сенсорной разгрузки)
2) Кабинеты учителей-логопедов (2 единицы)
В данных кабинетах создаются следующие условные зоны:
* Учебная, для организации процесса обучения. Оснащена столом специалиста, учебными столами, стеллажами способиями илитературой.
* Игровая, для развития двигательной активности. Здесь находятся настольные печатные игры иигрушки.
* Релаксационная, для отдыха иснятия напряжения. Оборудована мягкими модулями, подушками, матрацами, сухим бассейном, сухим душем, водно-пузырьковойколонной, светоотражающими элементами.
* Сенсорного опыта — для формирования знаний офизических свойствах предметов иявлений. Вней собраны игры ипособия, обучающие осознавать цвет, форму, размер, время, активизирующие вкус, обоняние, тактильные ощущения (оборудована специальная стена), интерактивная картина имитирующая пение птиц и шум водопада.
* Развития мелкой моторики — для формирования координации движений мелких кистевых мышц, пальцев рук. Здесь помещены мозаики, материалы для аппликации, трафареты.
* Развития артикуляционной моторики ипостановки звуков, постановки речевого дыхания, исправления нарушенных звуков.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Специализированный инклюзивный кабинет, который предназначен для индивидуальных практических занятий педагогов и тьюторов с воспитанниками ДОУ, имеющими особенности развития в МАДОУ "Детский сад № 22"отсутствует.
Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы. Цель кабинета— устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в жизнь дошкольного учреждения.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Во всех группах МАДОУ "Детский сад № 22" обеспечен беспрепятственный доступ к детской художественной литературе всем детям, в том числе лицам с ОВЗ и (или инвалидностью).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный зал расположен на 1 этаже нового здания МАДОУ "Детский сад №22". В залеимеется спортивное оборудование и инвентарь, тренажеры, на территории есть 1 уличная площадка.
Доступак объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата - нет; для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,с нарушениями умственного развития – доступк объектам спорта не ограничен.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых воспитатели и специалисты осуществляют образовательный процесс. К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации дети воспринимают зрительно. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту ребенка; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент ОД; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна всем.
В МАДОУ "Детский сад № 22" используются средства обучения и воспитания:
Печатные(книги для чтения, хрестоматии, художественная литература по возрастами т.д.);
Визуальные (зрительные):
-картины и репродукции;
-предметы народного промысла;
- модели и муляжи (в специальном коридоре и группах)
Аудиальные (слуховые):
-магнитофоны;
-музыкальные центры;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
-звуковые фильмы;
- презентации;
- ритмические гимнастики
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
-мультимедийное оборудование;
-интерактивные доски.
Специализированных средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ОВЗ, таких как АПК для слабослышащих детей, детей с ДЦП,системы звукового поля, литературы по шрифту Брайля, в МАДОУ "Детский сад № 22" - нет.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Конструктивные особенности зданийне предусматриваютналичие подъемников и других приспособлений (02.06.2023 года на входную группу приобретен откиднойпандус), обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Тифлотехника, тактильные плитки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения в МАДОУ "Детский сад № 22"отсутствуют.
МАДОУ "Детский сад № 22" доступен условно для лиц, передвигающихся на креслах-колясках и с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата (27.03.2023 года приобретенакресло-коляска с санитарным оснащением). Полностью доступен для лиц, с нарушениями слуха, зрения и умственными нарушениями.
Калитка
и центральный вход в ДОУ оснащены вывесками с названием организации, графиком работы
организации, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Входная группа в новое здание (двери тамбура) оснащена специальной разметкой (желтые круги).
Доступ в здание МАДОУ "Детский сад № 22" обеспечен при организационной помощи персонала (приказом заведующего ДОУ) назначен ответственный сотрудник. В обоих зданиях есть помещения на
первом этаже, где возможна образовательная деятельность для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Специальные условия питания
Одна из главных задач, решаемых в МАДОУ "Детский сад № 22" – это обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Основные принципы организации питания в ДОУ:
- соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка; - сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ; - максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона; - правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд; - оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи; -соблюдение гигиенических требований к питанию детей (безопасность питания).
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, кроме маломобильных граждан. В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СанПиН:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) в соответствии с рекомендациями ТПМПК организуется динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;
- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- чередование видов деятельности;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
- условия для двигательной активности ребенка;
- подбор специального дидактического материала и т. п.
Медицинское сопровождение воспитанников, осуществляет ГАУЗ СО Верхнепышминская ЦГБ, Соглашение о сотрудничестве от 01.01.2018 г.
В МАДОУ "Детский сад № 22" оборудован медицинский блок: рабочий кабинет, где проводится осмотр детей, индивидуальное консультирование родителей; процедурный кабинет, имеет холодильник для хранения медицинских препаратов, шкафы медицинские для лекарственных препаратов, процедурный стол, бактерицидная лампа. Фельдшер работает ежедневно.
Медицинский персонал совместно с администрацией детского сада несёт ответственность за здоровье и физическое развитие воспитанников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ «Детский сад № 22»создано единое информационное пространство для обеспечения эффективной социализации всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях информационного общества.
К сети интернет подключены 1 компьютер и 4 ноутбука через Wi-Fi. Услуги предоставляет провайдер ООО "УГМК-Телеком".МАДОУ "Детский сад № 22" имеетОфициальный сайтиэлектронную почту
Воспитанники МАДОУ "Детский сад № 22" в том числе и инвалидов и лиц с ОВЗне имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств.
Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят, образовательная деятельность становится более зрелищной и эффективной. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
В МАДОУ "Детский сад № 22" имеется официальный сайт, содержащий: справочную информацию о ДОУ; информацию о педагогическом составе; советы родителям; новости и т.д.
У детей инвалидов и (или) лиц с ОВЗ в МАДОУ "Детский сад № 22" нет доступа к электронным образовательным ресурсам как к форме обучения и воспитания в рамках ООП ДО ДОУ 22, АООП для детей с ЗПР, АООП для детей с ТНР.
Ниже предлагаем подборку полезных сайтов для родителей (законных представителей), которая может быть полезной в домашних условиях:
Электронная библиотека для родителей детей с ОВЗ и инвалидов ресурсного центра
Сайт проекта «Особый ресурс» предназначен для родителей особых детей.
Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями по слуху «Я слышу мир»
Полезные материалы для занятий с детьми
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Во время проведения образовательной деятельности в группах, где есть инвалиды и (или) воспитанники с ОВЗ, примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия информации детей с различными нарушениями.
Группы, залы, кабинеты специалистов оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
мультимедийные комплексы (проектор и экран),
- ноутбуки
- интерактивные доски